Краткая презентация основной образовательной Программы МБДОУ №40
г. Невинномысска
Наименование учреждения в соответствии с уставом: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Светлячок» с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников» города Невинномысска
Адрес: 357100, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Булвар Мира 32б.
Телефон: 8 (86554) 6-72-88
Электронный адрес: svetlyachok40.26@yandex.ru
Сайт организации: www.ds40nevinsk.ru
Режим работы: пятидневная рабочая неделя, продолжительность пребывания детей с 07.00 до 19.00 часов.
В МБДОУ функционирует 11 групп для детей от 2 до 7 лет из них
- 2 группы для детей от 2 до 3 лет
- 9 групп для детей от 3 до 7 лет из них 3 группы для детей с ОВЗ (дети с нарушениями развития речи)
При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Светлячок» с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников» города Невинномысска (далее ДОУ).
Структура Программы
Программа содержит три основных раздела;
• Целевой раздел,
• Содержательный раздел,
• Организационный раздел
ООПДО состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Содержание ООПДО МБДОУ обеспечивает
Разностороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Ведущие цели Программы
проектирование социальных ситуаций развития ребенка и ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Для достижения целей ООП ДО первостепенное значение имеют:
•Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
•Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
•Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
•Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
•Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
•Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
•Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
•Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы построения программы
Программа построена на принципах дошкольной педагогики и возрастной психологии:
- систематичность и последовательность в организации воспитательно-образовательного процесса;
- системность в отборе и представлении образовательного материала, интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития дошкольников и обогащение содержания образования;
- деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
- сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения;
- открытость образовательных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами, наклонностями каждого ребенка и особенностями региона;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Данные принципы ориентированы на личность ребенка и создание в учреждении условий для его всестороннего развития, а так же на сотрудничество педагогов и родителей, совместного решения задач дошкольного образования.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей:
- создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- обеспечение поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий семьи и ДОУ для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- создание условий для поддержки уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников:
- Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
- Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Открытость ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание единой развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
Основные формы взаимодействия с семьями
Родительские собрания
Беседы, дискуссии
Смотры, конкурсы, выставки детских и совместных работ
Консультации, семинары
Деловые игры
Круглые столы,
Тренинги
Праздники и развлечения
Распространение лучшего семейного опыта
Результаты освоения Программы
(Целевые ориентиры)
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают:
- Развитие социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и жизни в обществе.
- Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к успешной учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.