Коррекционно-развивающая работа
С целью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения речи, ОНР посредством проведения занятий с учителем-логопедом, в учреждении функционируют комбинированные группы.
Работа осуществляется на основе Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Н.В. Нищевой. Данная программа позволила построить систему коррекционно-развивающей работы в группах ДОУ на основе полного взаимодействия всех специалистов детского учреждения и родителей.
Основными задачами являются:
Определение уровня и характера нарушений речи
Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты.
Воспитание стремления детей, в преодолении недостатков речи.
Сохранение эмоционального благополучия ребенка в своей адаптивной среде.
Распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
В комбинированную группу зачисляются воспитанники, имеющие направление от городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Комплектование групп осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих учреждение.
Выпуск воспитанников из комбинированных групп осуществляется по заключению учителя-логопеда, на основании приказа заведующего учреждения и по согласованию с родителями (законными представителями).
Основными формами организации работы комбинированной группы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду позволяется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп определяется учителем-логопедом в зависимости от характера нарушения речевого развития.
Продолжительность подгрупповых занятий в подгруппе 20-25 минут (в зависимости от возраста воспитанников). Продолжительность индивидуального занятия – 10-15 минут.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
речевую гимнастику
подвижные игры и упражнения
пальчиковую гимнастику
индивидуальную работу
Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия в комбинированной группе заключается договор об оказании логопедических услуг детям с нарушениями речи.