Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Светлячок»
 с приоритетным осуществлением социально-личностного
 направления развития воспитанников» города Невинномысска

Консультация для родителей «Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 40 "Светлячок"  с приоритетным  осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников" города Невинномысска

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

на тему:

«Устное народное творчество, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель Акиншина Л.К.

 

 

 

Невинномысск, 2023 г.

 

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности, для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, сказочки сочинил великий и бессмертный поэт- русский народ.

Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную песню? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую книгу, репродукции картин великих мастеров? Слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше.

Фольклор русского народа — важная часть его национальной духовной культуры.

Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

«Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, которую мы еще только пытаемся осуществить в школе, в дошкольном учреждении. Народная педагогика, воплощенная в фольклоре, попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического воспитания. Причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех».

Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду — с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что фольклор является идеальным средством для патриотического воспитания младших дошкольников, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины. Использовать потешки, песенки, прибаутки можно не только в непосредственной образовательной деятельности, а в организации режимных моментов, проведении игр, созданные русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к родной стороне.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

— Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

или: Киска, киска, киска брысь

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка

При причёсывании: Расти, коса, до пояса

Во время приёма пищи: Умница Катенька

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше — вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:

«Потягуни - потягушечки от носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!».

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для школьного возраста. – Смоленск, 1998

3. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей М., 2004

4. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…/Практическое пособие для работников ДОУ., М., 2004.

5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2004

6. Мой родной дом / Программа нравственно-патриотического воспитания школьников. М., 2004

7. Музыкальная палитра // журнал., 2003 г., №2, стр. 14

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?